В сентябре 2020 года Илона увидела на видео девочку в инвалидной коляске и не смогла успокоиться, пока не забрала ее в семью.
Фонд «Дорога жизни» публикует истории о детях из государственных учреждений, которых забрали в семью, и о приемных родителях, которые не испугались сложных диагнозов. Как живут эти дети сейчас?
-
Геля, 2014 года рождения
-
В семье с 2021 года
-
Диагноз: Spina bifidа
15 история из цикла #ребенок_не_диагноз про Ангелину из Екатериновского ДДИ.
Ангелина из Приморья
Первые четыре месяца своей жизни маленькая Геля провела в больнице. Мама дала ей красивое имя и исчезла. Женщина не могла позаботиться даже о себе, страдала от зависимости, поэтому и рожденной раньше срока девочкой тоже не интересовалась. Так началась история Ангелины: кувез, операция, больничные стены и одиночество. А, потом, перевод в ДДИ.
Врачи фонда «Дорога жизни» впервые увидели Гелю в Екатериновском интернате. В четыре года она выглядела максимум на два, весила всего 10 кг, не говорила, не умела ни сидеть, ни самостоятельно есть. В 2019 году Гелю привезли на лечение в Москву, наблюдать за ее постепенным угасанием было невозможно: здесь ее прооперировали и провели несколько курсов реабилитации. За полтора года под опекой фонда «Дорога жизни» щечки Гели, наконец, округлились, она набрала 5 кг, и для нее это был большой успех. С ней регулярно занимались психолог, педагог и логопед. Врачи Уссурийска упорно писали в медкарте «умственная отсталость», но этот диагноз не подтвердился. Геле просто не хватало заботы и любви. Не было взрослого, который читал бы ей книжки, показывал мир вокруг, болтал с ней перед сном. Геля оказалась вполне самостоятельной, она легко управлялась со своей новой коляской.
А еще выяснилось, что эта девочка — болтушка, у нее находилось собственное мнение по любому вопросу.
Невозможно было представить себе, что два года назад этот ребенок неподвижно и молча лежал в кровати.
Я увидела своего ребенка
В семью Ангелина попала в 6,5 лет. Вот уже три года у нее есть мама папа и старшая сестра. Геля стала вторым человеком в семье, который передвигается на инвалидной коляске. Вот что рассказала ее приемная мама, Илона: «Кристине, моей старшей дочери, уже 31 год, у нее ДЦП, из-за тяжелых врожденных нарушений она не может себя обслуживать, кроме того, когда Кристина была маленькой, помощи таким детям в России практически не было. У Гели — совсем другая история, я надеюсь, что мы сможем вывести ее на максимальный уровень самостоятельности, возможный при ее состоянии».
В первый раз мысли об усыновлении появились у Илоны, когда она выписывалась из роддома. Этот день был не радостным, а тревожным, врачи сказали, что новорожденная не проживет долго:
Когда Кристина выросла, Илона решила, что тепла в их семье хватит, чтобы обогреть какого-нибудь ребенка, оставшегося без родительской любви. В сентябре 2020 года она впервые увидела девочку, которой было суждено стать второй ее дочкой:
«Ангелину я увидела на видео, — рассказывает Илона. И что-то дрогнуло у меня в душе, она мне напомнила маленькую Кристину».
Илона не могла перестать думать о Геле. На сайте фонда она разыскала все новости про нее, нашла все фото, смотрела по кругу видео:
«Уже через неделю я поняла, что я заберу ее обязательно, не могу не забрать. Я просто увидела своего ребенка».
Выбирала не по диагнозу
В одной из публикаций о Геле говорилось, что в ее свидетельстве о рождении стоит прочерк там, где должны быть записаны родители, потому что у нее нет ни папы, ни мамы. Илона прочла это и вдруг подумала: «Как это — нет родителей? У нее же будут я и папа, и еще сестра старшая!» Чтобы проверить себя, женщина смотрела фото и других детей, но сердце безошибочно указывало на Гелю.
И тогда Илона стала выяснять, как стать приемной мамой. Когда она узнала, что ближайший курс в местной школе приемных родителей начнется через две недели, почувствовала себя счастливой — успеем! Обучение пришлось на период пандемии, всюду был карантин. Но Илона знала, что к Новому году Геля будет уже дома. Почему-то она не могла себе представить новогодний праздник без Гели.
Илона вспоминает, как увидела младшую дочку впервые:
Особенности здоровья Гели приемную маму не пугали, она понимала, что придется заниматься реабилитацией. «Я видела, что ребенок на коляске, но никаких диагнозов мы поначалу не знали», — вспоминает Илона. С папкой медицинских документов она познакомилась уже позже.
30 декабря 2021 года Ангелина с приемной мамой были уже дома, в Ставрополе.
Мама, папа, Кристина и Геля
Геля – любимый ребенок в семье. Папа, мама и сестра души в ней не чают. Кристина родителей не ревнует, только иногда вредничает. Она хорошо помнит о том, как в детстве мечтала о сестренке и даже писала об этом письма Матронушке. Кристина не очень хорошо разговаривает, но Геля понимает ее без труда.
«Я хочу довести ее до самостоятельной жизни и понимаю, что в отличие от Кристины для Гели самостоятельность возможна и я готова сделать все, чтобы в этом помочь» – рассказывает Илона. Логопед, психолог, педагог, соцпедагог, ЛФК. Массаж, в социальном центре и на дому, Илона рассказывает, как летом Геля плавала с дельфинами на занятиях по аквареабилитации, как научилась сама надевать колготки и сандалики. Сама кушает, чистит зубы и одевается.
В прошлом году Геля пошла в первый класс. Этого события ждали всей семьей, покупали дочке одежду и канцтовары, рюкзак и банты, готовились.
Сейчас Геля уже во втором классе. После уроков мама везет ее к логопеду, дефектологу или психологу.
Геля — шумная и громкая, часто бывает непослушной. Но она же еще ребенок, к тому же по развитию младше своего возраста. Учиться ей нравится, она уже читает по слогам, с удовольствием выполняет задания, с интересом слушает объяснения педагога.
Илона твердо знает, что Геля сможет стать самостоятельной, но понимает, что семье придется приложить немало усилий.
Любовь и конфеты
В этом году Геля впервые прошла процедуру МРТ без наркоза, она стала намного спокойнее и может полежать неподвижно, если понимает, что это необходимо.
Передвигается Геля в коляске, но это не проблема, в ее школе оборудована доступная среда и даже есть тьютор, хотя школа самая обычная.
Когда Геле дают что-то вкусное, она всегда устраивает проверку: «А еще дашь? А там еще есть?»
И мама отвечает: