Отвечает психолог фонда «Дорога жизни» Мария Беккер
Доврачебная суета
Как вы думаете, почему экстренная помощь называется доврачебной, а не медицинской?
Потому что медицинскую помощь может осуществить только медик, так как у него есть специальная подготовка. А не-медик может помочь до появления врача, руководствуясь принципом «не навреди» и то, лучше для этого тоже иметь специальную подготовку.
В противном случае можно навредить так, что уже и медик не поможет. Эти же принципы распространяются и на психологическое здоровье человека.
В любых критических ситуациях большинство из нас начинает суетиться и совершать разные хаотичные действия. Чаще всего, непродуктивные. Это абсолютно нормально, так как это защитная реакция нашего организма на выброс тех или иных гормонов в кровь. Эмоции преобладают, рациональное отодвигается в сторону.
Но каково тем, кто попадает в поле наших «действий»? Особенно если это — беззащитные дети?
Разговор с Добрым человеком
Попробуем разобраться на конкретных примерах моей узкой специализации «дети-сироты/дети без попечения родителей/брошенные дети».
Очень часто я слышу такие слова:
— Бедные малыши! А как можно им помочь?
Мой ответ достаточно однообразный. Я советую выбрать фонд, у которого есть программа по оказанию помощи этой категории детей и узнать, что им нужно (гигиенические средства, услуги, деньги).
Такой ответ чаще всего не устраивает людей. Дальше разворачивается стандартный диалог.
Добрый человек:
- Хорошо. Но я хочу сам/а помогать. Я хочу помогать именно этому Ване! Я же могу к нему ходить, играть с ним, что-то приносить?!
Психолог М.Б.:
- Как часто вы сможете ходить?
Добрый человек:
- Хоть каждый день!
Психолог М.Б.:
- ...?
Добрый человек:
- Да, после работы каждый день. Вечером. После 18:00.
Психолог М.Б.:
- Это очень хорошо. Правда, ребёнок ведь в больнице. В инфекционном отделении. Там есть определённые часы посещения.
Добрый человек:
- Ну, вот хоть на полчаса, но я могу ездить!
Психолог М.Б.:
- Малыш в 20:00 будет готовиться ко сну. Мне кажется, это не лучшая идея. Скорее всего, он будет вам так радоваться, что это собьёт его режим. А режим для детей — одна из составляющих их здоровья.
Добрый человек:
- И что мне делать?
Психолог М.Б.:
- А что насчёт выходных?
Добрый человек:
- Можно и в выходные.
Психолог М.Б.:
- Тогда нужно выбрать какой-то день и определённое время, лучше дневное. Но это должно быть стабильно.
Добрый человек:
- Что значит стабильно?
Психолог М.Б.:
- Каждую неделю. Ещё для этого необходимо собрать некоторые справки. Чтобы вы имели возможность зайти в больницу.
Далее следует довольно нервный рассказ о том, что Добрый человек не может гарантировать приход каждую неделю в одно и то же время. Да и справки собирать... Это все отнимает много времени. Добрый человек начинает возмущаться: а почему няням можно, а мне нет?
Разберёмся, почему я такая злюка, что не оказываю содействия Доброму человеку с Благими намерениями.
Почему няням можно?
Няни — это специально подготовленные люди, имеющие все необходимые документы, включая медицинские книжки.
В чем состоит их подготовка? Это и доврачебная помощь, и осуществление медицинских манипуляций с целью ухода, и знание потребностей детей разного возраста. Знакомство с возрастной психологией, основами эрготерапии и дефектологии. Также приветствуется и собственный родительский опыт. Все это даёт гарантию того, что ребёнку не навредят. За ним не просто присмотрят, будут ухаживать и сюсюкать, и играть, нет, ему будет оказана профессиональная помощь. При совместной работе с психологом, няни оценивают «пробелы» в развитии малыша и составляют программу по работе с ним.
А мне нельзя?
Почему другим нельзя просто приходить и играть с ребёнком? Ведь няня в это время может банально помыть голову?
Я всячески рада, когда няням оказывается поддержка и помощь, ведь психолог с ними на связи только по телефону, а они с детьми находятся 24 часа семь дней в неделю.
Есть одно большое НО. Мы говорим о помощи няне или ребёнку? Ребёнок и так пережил разрыв с родителями. Какими бы они ни были, они его единственные, родные и любимые. В больнице и так мелькает много разных лиц: лечащий врач, дежурный врач, узкие специалисты, медсестры, сотрудники пищеблока, уборщицы. Как ребёнок будет относиться к приходящему новому человеку? С напряжением. А если эти приходы будут, в то время, когда удобно Доброму человеку? А если они будут не регулярны?
Постоянство — один из основных принципов в работе, а уж тем более в помощи, тем более ребенку.
Юридические сложности
С юридической точки зрения приход постороннего человека в больницу к ребёнку невозможен. Любой Добрый человек может зайти туда только с разрешения родителей.
Няни фонда практически приравниваются к штату больницы. Сам фонд со своей программой «Брошенные дети в больнице» не просто так включён в работу государственного учреждения. Поверьте, этому предшествовала большая, кропотливая работа, у которой множество аспектов.
Так что, только деньги нужны?
Нет, не только. Как фонды, так и сами сиротские учреждения всегда рады помощи. Но если вы хотите помочь, то будьте готовы, что вам могут сказать, какая именно нужна помощь. Начиная с того, что с вами могут обговорить ваше обучение, график, заканчивая тем, что вас могут попросить помочь и в целом учреждению (поучаствовать в субботнике, привезти что-то).
Помогать с пользой
Помогать — это замечательно! Но чтобы это делать с пользой для других, а не для реализации собственных потребностей, нужно делать это с головой. В нашем деле нельзя без эмоций. Иначе это будет механическая работа. Но и поддаваться им тоже нельзя. Очень важно отслеживать, что именно и в какой момент ты чувствуешь, и задавать себе вопрос, с чем это связано. Только после этого, построив алгоритм и согласовав его, можно приступать к работе.
19.01.2023.