Важно понимать, что у детей в сиротских учреждениях врожденные, в том числе генетические, патологии встречаются чаще. Больше случаев, когда отклонения в состоянии здоровья проявляются в сочетаниях. Это определенная специфика работы и медицинского сопровождения. И мы, врачи, должны быть к этому готовы.
Чаще всего в домах ребенка оказываются дети из неблагополучных семей. В детские дома-интернаты попадают дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья, включая ментальные расстройства. В детских домах обычно дети ментально сохранные, либо с легкими отклонениями ментального развития, но часто с девиациями поведения. То есть все эти дети изначально не просто без семьи, но и требующие иного медицинского обслуживания. Мы понимаем, что медицинского внимания к ним должно быть больше.
Современный подход к лечению требует максимально возможного учета ресурсов человека, не только финансовых, но и личных, человеческих. Есть же разница, единственный ли это ребенок в семье, с которым мама сидит в декрете, или пятый малыш у родителей, которые еще и работают. Когда мы даем рекомендации для ребенка в учреждении, нам обязательно нужно оценить, как и в каких условиях эти рекомендации будут выполняться. Действительно ли их можно выполнить, есть ли для этого ресурсы: человеческие, временнее, социальные, финансовые, материальные. И часто мы видим, что в целом эти рекомендации можно адаптировать под те условия, в которых пребывает ребенок.
При обращении за медпомощью для ребенка из учреждения есть и особенности диагностики заболеваний. Родители обычно готовы детально рассказать о первых симптомах, что беспокоило. Когда ребенок из социального учреждения попадает на прием к доктору, зачастую даже этот стандартный аспект работы затруднен. Это целая отдельная задача в работе учреждения, где живет ребенок: организовать все так, чтобы информация о его здоровье не терялась.
Полную версию материала можно прочитать на сайте информационного портала газеты «Известия»