Федеральный банк данных сирот сокращается, однако в специализированных учреждениях остается много детей, которых поместили туда временно — пока родители не справятся с трудной жизненной ситуацией, рассказала «Известиям» руководитель благотворительного фонда «Дорога жизни» Анна Котельникова. В приемные семьи они попасть не могут, так как ждут, когда их заберут кровные родители. Кроме того, в обществе до сих пор множество мифов и стереотипов вокруг семей с приемными детьми, что мешает их интеграции в социум. Какой помощи сегодня не хватает матерям в регионах, стоит ли говорить ребенку, что он приемный, и почему иногда дети не хотят уходить из сиротского учреждения в семью — в интервью Анны Котельниковой к Всемирному дню сирот, отмечаемому во второй понедельник ноября.
«Всё чаще забирают не абсолютно здоровых детей»
— Становится ли меньше детей в сиротских учреждениях?
— Благодаря различным мерам поддержки семей, в том числе приемных и замещающих, есть тенденция к уменьшению количества анкет в федеральной базе данных детей-сирот. Сейчас государство сосредоточено на вопросе сохранения кровных семей, разработано много мер поддержки родителей в трудной жизненной ситуации.
Но в сиротских учреждениях есть дети, которые находятся там временно, на срок до шести месяцев, а порой и до года. Их помещают туда по заявлению родителей. Это возможно, если семья оказалась в трудной жизненной ситуации. Такая мера дает родителям шанс преодолеть сложности и потом забрать детей обратно. Но всё это время дети находятся на попечении государства. И, к сожалению, получается, что дети в учреждении есть, но это не те дети, которые могли бы попасть в приемные семьи. Статистика по ним пока существенно не уменьшается.
— Сейчас стали чаще брать детей в семьи?
— Если судить по тем, кто проходит обучение в школе приемных родителей при нашем фонде, люди стали более спокойно относиться к тому, что в их семье может появиться приемный ребенок. Раньше многие очень волновались, прежде чем забрать ребенка из учреждения, переживали, какая у него генетика, наследственность. Сейчас же в школу приемных родителей приходят за знаниями, хотят лучше понять, что они могут сделать для таких детей.
— Стало ли общество спокойнее относиться и принимать такие семьи?
— Руководствуясь своим опытом четырежды приемной мамы, могу сказать: общество всё еще не до конца принимает такие семьи. Если вы приемные родители, то вокруг вас всё равно остаются некие мифы, разные суждения и даже какие-то штампы.
Например, если ты взял ребенка с особенностями здоровья, активно занимаешься его реабилитацией, то слышишь: «Нормальная мать своего ребенка бы не мучила». Или продолжаются пресловутые разговоры: «Ты кровному купил две игрушки, а приемному одну, всё понятно, не сильно ты его любишь!»
Есть и вторая линия поведения в обществе, когда вокруг приемной семьи создают некий ореол геройства.
Те или иные штампы следуют за каждой приемной семьей, хотя, возможно, это проявляется не так сильно, как пять лет назад. Сейчас много приемных мам, которые активно ведут социальные сети. Благодаря им эта тема стала более публичной, но при этом всё еще не лишена мифов.
— Чаще стали брать в семьи детей, у которых есть сложности со здоровьем либо много братьев и сестер?
— Я наблюдаю за нашими кандидатами в приемные родители. Они зачастую приходят, чтобы взять здорового младенца, но в процессе обучения понимают, что у них есть возможность забрать ребенка, который, например, не может ходить, либо слабослышащий, или глубоко недоношенный. И есть всё больше семей, которые не боятся и забирают не абсолютно здорового младенца. И это хорошо.
Мне кажется, что сиблингов (детей одних родителей. — «Известия») тоже стали брать чуть лучше. Например, мой муж был готов максимум на одного приемного ребенка, но так сложилось, что в итоге мы взяли в семью троих.
А чтобы взять в семью подростков, необходимы определенные умения. Есть профессиональные семьи, которые не боятся и берут их, они хорошо понимают их психологию. К сожалению, в региональных детских домах всё еще много подростков. Бывает, что в семью берут детей дошкольного возраста и даже иногда младенцев, а потом у них начинается серьезный пубертат, родители не справляются, и эти дети возвращаются в учреждения. И затем таких подростков опасаются брать повторно. В регионах семьям зачастую не хватает поддержки для принятия ребенка, от которого уже отказывались другие приемные родители.
— Почему подростки могут отказываться идти в приемную семью?
— Есть разные варианты. Если ребенок долгое время провел в учреждении, не имеет привязанности к взрослым, ему будет очень сложно в семье. Такие дети привыкают к институциональному образу жизни, когда они всё время находятся в учреждении. Несформировавшаяся привязанность — это очень сложный момент, особенно для приемного родителя.
Также подросток может не хотеть в семью, потому что у него уже был опыт нахождения в приемной семье, возможно, не один раз. Детям, которых взяли и вернули, очень сложно найти семью, потому что они не доверяют взрослым. Особенно если был опыт насилия в приемной семье.
Полную версию материала можно прочитать на сайте газеты «Известия»
Автор: Ксения Набаткина / фото: Эдуард Корниенко