Юрист фонда - о том, что такое домашнее насилие

Тимур три часа сидел опустив руки в снег, и над ним, как надзиратель, стоял отчим. Вряд ли это было похоже на лепку снеговика. Возможно неравнодушный прохожий мог бы заметить неладное и позвонить в полицию.

История с Тимуром, мальчиком, у которого ампутировали пальцы рук, – подопечным фонда, который попал к няне по программе «Брошенные дети в больнице», потрясла многих. Мы решили поговорить о том, что такое домашней или семейное насилие с юристом фонда Натальей Рождественской (1 часть), психологом фонда Марией Беккер (2 часть) и координатором проекта, специалисткой по работе с пострадавшими и волонтёрами фонда «ТыНеОдна» Ксенией Фирсовой (3 часть). Так как материал получился большой, мы разделили публикацию на три части.

Что за история Тимура?

Семилетнего мальчика привела в больницу мама. Женщина сказала, что у ребенка «болят ручки». Оказалось, что руки – отморожены настолько, что уже начался некроз тканей. По словам матери, мальчик так отморозил руки, когда «строил снеговика».

20230130-2023-01-30 13.42.48.jpg

Врачи обратили внимание, что на теле Тимура множество шрамов и ран – и старых, и свежих. На все вопросы врачей мальчик отвечать отказывался.

Рядом с Тимой в этот момент уже была специально обученная патронажная няня фонда «Дорога жизни». Она не стала расспрашивать мальчика ни о чем, а просто начала выполнять свою работу – создавать вокруг ребенка стабильную спокойную атмосферу тепла и доверия. Большим плюсом было и то, что няня могла говорить с Тимуром – а его родной язык не русский - на родном для него языке.

Только через неделю Тима заговорил. Он сам стал рассказывать, о том, как над ним регулярно издевался отчим. Последний случай, который привел к серьезному обморожению рук, начался с избиения, после которого мужчина вытащил ребенка на улицы, заставил засунуть руки в сугроб и так удерживал его несколько часов. Когда стало понятно, что у мальчика сильное обморожение, отчим два дня не разрешал отвести ребенка к врачу. В итоге врачам пришлось удалить восемь отмороженных пальцев на обеих руках Тимура.

Только 28 января мужчину арестовали. Заведено уголовное дело по пункт Г ч.2 ст 111 (причинение тяжкого вреда здоровью) и пункт Г ч.2 ст 117 (истязание) УК РФ. Пока он задержан на 2 месяца.

1

Юрист фонда «Дорога жизни» Наталья Рождественская отвечает на вопросы о том, что такое семейное насилие с юридической точки зрения, какие у вас есть юридические возможности для помощи тем, кто страдает от такого вида насилия.

Что такое семейное насилие?

К сожалению в российском законодательстве определение такого вида насилия отсутствует. Если обратиться к опыту других стран, в которых приняты законы о домашнем насилии, то это любой вид насилия, применяемый одним или несколькими членами семьи, а также сожителями, гражданскими партнерами, по отношению к другому (другим).

Это может быть насилие мужа в отношении жены и, наоборот, насилие по отношению к детям или со стороны детей, насилие со стороны других близких родственников, с которыми жертва проживает совместно или часто (пусть и вынуждено) контактирует. 

При этом насилием признаются не только рукоприкладство, но и сексуальные отношения против воли (даже если речь о супругах), вербальная агрессия, экономическое насилие (лишение возможности распоряжаться деньгами, вследствие чего жертва попадает в зависимость от своего партнера).

Отличается ли семейное насилие от домашнего?

Домашнее, семейное или как еще называют семейно-бытовое насилие - понятия идентичные. Это значит, что насилие в отношении человека совершено близкими людьми, степень доверия к которым всегда выше, чем к посторонним. Людьми, от которых труднее скрыться или каким-либо другим образом оградить себя. При этом если муж нанесет побои жене вне дома, насилие, конечно, не перестанет считаться домашним.

Типы семейного насилия

А вот при определении отличия от других типов насилия большинство специалистов выделяют критерий систематичности. Если на школьника напали на улице, избили и отобрали телефон, маловероятно что это будет с ним повторяться регулярно. Более того, вероятно родители предпримут все меры, чтобы этого больше не произошло. Начнут встречать из школы, например.

Если же этого школьника, как в истории с Тимуром, избивает отчим, то ему никуда не скрыться. Он изо дня в день будет возвращаться в квартиру, где ему небезопасно. Кроме того, ребёнок будет мучиться противоречиями - рассказать ли ему об этом в школе или он должен защищать близких людей (человека которого любит мать) даже ценой собственной жизни.

Каковы основные признаки насилия, по которым его можно распознать?

Признаками физического насилия могут быть:

  • Частые травмы, при этом человек сам рассказывает как «случайно», «неловко упал» и т.д. Это повторяется не один раз.
  • На теле видны малообъяснимые шрамы, следы от бляшки ремня, мелкие ожоги (от сигарет), царапины от ногтей, гематомы, кровоподтеки.
  • Нередкие пропуски учебы или работы без объяснения причин.
  • Одежда с длинным рукавом в жаркую погоду, затемненные очки в помещении.
  • Вздрагивания и принятие оборонительной позиции при резких движениях в поле зрения предполагаемой жертвы.

Конечно не существует универсальных алгоритмов определения семейного насилия, а сама жертва обычно жаловаться не спешит.

Как заметить, что рядом совершается насилие?

Наверно самый банальный совет - быть более внимательным к окружающим: соседям, коллегам, людям с которыми вы так или иначе взаимодействуете, или даже просто проходите мимо.

В случае Тимура - он три часа сидел опустив руки в снег и над ним, как надзиратель, стоял отчим. Маловероятно, что это было похоже на лепку снеговика или игру в снежки. Возможно неравнодушный прохожий мог бы заметить неладное и позвонить в полицию. То же самое - если соседи слышали доносящиеся из квартиры крики и мольбы ребенка.

Не бойтесь показаться назойливыми, ведь на кону здоровье, а нередко и жизнь другого человека.

Почему часто жертвы не сопротивляются, не уходят и не рассказывают?

Насилие со стороны близкого человека в российском обществе зачастую не считается чем-то из ряда вон выходящим. Поэтому от полиции при звонке соседей с сообщением об избиениях жены мужем часто можно услышать «сами разберутся» (более жесткий вариант «когда убьют, тогда и приходите»). Такая толерантность к семейному насилию рождает уверенность насильника в его безнаказанности, а жертвы - в своей беззащитности.

И практически всегда наблюдается виктимбейминг (обвинение жертвы) в отношении потерпевших от семейного насилия, особенно когда речь о женщинах. «Сама виновата» - спровоцировала, не так себя вела, не хотела секса и т.д. стандартная история. Зачастую такую позицию можно увидеть и у самой жертвы. Признаться в том, что тебя унижает самый близкий человек - страшно и стыдно.

Почему жертва оправдывает и защищает насильника?

Ннапример, в истории с Тимуром: мать ругает сына за то, что он рассказал правду об отчиме-насильнике?

В случае с Тимуром мать, скорее, не жертва, а безмолвный свидетель, либо соучастник (правовую оценку дадут следователи). Частой причиной становится стыд - нежелание «выносить сор из избы», «что люди скажут». Еще вариант, который возможно женщина видела в собственной семье, - «бьет значит любит», «пожалеешь розгу, испортишь ребенка». Сюда часто приплетают и религиозный подтекст, лишь бы оправдать содеянное.

Если я оказался в ситуации насилия, что мне делать?

Самое важное - с первого раза показать, что с вами так нельзя. Насильники обычно трусливы. И обращение в полицию с фиксацией причиненного вам ущерба быстро охладит пыл.

Если же ситуация затянется, будет все сложнее убедить себя в необходимости обратиться за помощью.

И помните - что бы не говорил инспектор, как бы не лень ему было принимать заявление, он обязан это сделать. Будьте настойчивы. Если вам отказывают это в любом случае незаконно - обращайтесь к начальнику подразделения либо в прокуратуру.

Если я вижу/слышу/подозреваю, что в семье моих соседей происходит насилие, что мне делать?

Постучаться в дверь. Спросить все ли в порядке. Предложить помощь.

Если вам не открывают, разговаривают в грубой форме, если у человека который с вами общается имеются признаки алкогольного или наркотического опьянения, если вы не видите потенциальную жертву, либо после вашего ухода все возобновилось - звоните 112 или 020. И если наряд не приехал не стесняйтесь перезвонить и узнать почему.

Как я могу помочь жертвам домашнего насилия?

К сожалению, пока не будет принят закон о домашнем насилии, сотрудники правоохранительных органов будут ждать факта совершения преступления, а не работать над его предотвращением.

На данный момент помочь может только ваше неравнодушие.

Поможет ли обращение в правоохранительные органы?

Поможет, при должной настойчивости и готовности жертвы давать показания.

В случае несовершеннолетних их права должны защищать законные представители. Но когда они сами являются насильниками, функции законного представителя ребенка обязано взять на себя государство в лице органов опеки и попечительства.

Опять же из опыта стран, где законы о семейном насилии уже функционируют, согласия жертвы на применение ряда мероприятий (например, выписку охранного ордера и временный запрет насильнику приближаться к жилищу жертвы) не требуется. Думаю, это правильно.

Как законодательно регулируются подобные вещи?

Сотрудник полиции или следственного комитета (в зависимости от тяжести совершенного преступления) обязан принять от жертвы или ее законного представителя заявление и провести проверку, по результатам которой принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Подобное заявление, кроме того, может подать любой неравнодушный человек, указав на то, что его беспокоит (к примеру в соседней квартире по ночам крики, слышен плач ребенка, звуки бьющейся посуды, ругань матом).

Не довольствуйтесь устным обещанием проверить полученную от вас в разговоре информацию, обязательно фиксируйте обращение письменно.

Как изменила ситуацию декриминализация домашнего насилия?

По моему мнению, отрицательно. Побои в отношении близких, совершенные первый раз, теперь относятся к разряду административных правонарушений, а не уголовных преступлений. Что, несомненно, играет на руку насильникам. Жертва знает, что при заявлении об избиении преступнику выпишут штраф от 5 до 30 тысяч или, максимум, подвергнут административному аресту на срок от 10 до 15 суток (что на деле происходит редко). Она не чувствует себя защищенной.

Кто бы добровольно дал избить себя за 5000 рублей?

А как «у них»?

Во многих законах о домашнем насилии других стран причинение физических и моральных страданий со стороны близких относится к отягчающим обстоятельствам.

Это логично, ведь защитить себя от того, кто постоянно рядом, особенно если ты зависишь от него фактически и материально, в разы сложнее.

Жертвы домашнего насилия заведомо находятся в более уязвимом положении, чем те, кто подвергся насилию со стороны посторонних. Им зачастую невозможно спрятаться, убежать, дать отпор. Там, где на государственном уровне закреплена обязанность соответствующих госорганов давать правовую оценку любой неординарной ситуации в семье, есть право выписывать охранные ордера даже без просьбы жертвы, и в любой момент жертва может обратиться в учрежденный государством приют, она чувствует, что не одна, и ей помогут справиться с ситуацией.

В России сейчас женщинам, оказавшимся в трудном положении, временное жилье предоставляют благотворительные фонды, занимающиеся проблемой семейного насилия. Но этого явно недостаточно чтобы кардинально изменить ситуацию.

Дети же вообще оказываются беззащитны.

 

Продолжение следует...

06.03.2023.


Им нужна помощь
Лёне уже 19 лет, это значит, что в будущем его ждал бы психоневрологический интернат. Но у нас появился шанс сообщить всем хорошие новости, и сейчас мы не хотим упустить его.
Собрано
29 749 ₽
Цель
129 000 ₽
Новая жизнь для Лёни
У Сережи скоро день рождения, ему исполнится 16 лет. И для него нет лучшего подарка, чем – сделать свои первые шаги.
Собрано
21 367 ₽
Цель
238 000 ₽
Лучший подарок для Серёжи
У Коли очевидный генетический синдром. Таких малышей называют «солнечными», но Коле его особенность принесла много боли. 
Собрано
72 955 ₽
Цель
211 140 ₽
Коля идёт вперёд
Ровесники Богдана осенью пойдут в первый класс, а кто-то уже сидит за школьной партой, но у нашего мальчика – другая история.
Собрано
61 768 ₽
Цель
105 600 ₽
Богдан на пути к верному диагнозу