В Федеральной базе данных детей-сирот более 33 тысяч анкет. Большинство детей — с особенностями здоровья. В сиротскую «систему» они чаще всего попадают по заявлению родителей, реже — по изъятию. Что могло заставить семьи отказаться от воспитания ребенка? Разбираем самые распространенные заблуждения с психологом и руководителем Школы приемных родителей фонда Марией Беккер.
«Они плохие!»
Если взглянуть на карту распределения проблемы сиротства по регионам, можно заметить, что хуже всего дела обстоят в отдаленных областях: это, например, Забайкальский край, Магаданская область, Республика Коми.
Восьмилетний опыт работы фонда говорит о том, что чем сложнее в регионе получить грамотную медицинскую помощь, тем больше шансов, что родители напишут отказ от ребенка с особенностями развития, находясь в полном отчаянии из-за недостатка ресурса. Рождение особенного ребенка становится ситуацией острого шока, из-за чего пути решения жизненной ситуации трудно увидеть.
«Они просто эгоисты»
Если говорить о внутренних ресурсах, то в случае их отсутствия и невозможности восполнить — например ощутить социальную защищенность, получить поддержку друзей и семьи, материальную помощь, родителям оказывается просто нечем поделиться со своим ребенком. Не получится, как в песне группы Nautilus Pompilius, «разучиться дышать», чтоб отдать другому человеку воздух, которого нет у тебя самого.
Поэтому во многих случаях кровные родители родители исчерпывают все возможные внутренние ресурсы, но их оказывается недостаточно, потому что неоткуда восполнить.
«Если их поругать или оштрафовать, они одумаются»
Наша психика так устроена, что всегда ищет внешних виноватых, чтобы защитить, оградить себя. Осуждение, попытки укорить и уличить могут привести только к стигматизации и дискриминации семей, в которых родились дети с особыми потребностями. Ключевое слово «потребности». Осуждение ещё больше отнимает ресурс, которого, напомним, и так недостаточно, чтобы закрыть потребности ребенка. Именно его отсутствие привело к трагедии сиротства, поэтому единственный способ что-то изменить — поддержать и вернуть ресурс.
«Они потом живут припеваючи»
Для многих случившееся становится тем внутренним кризисом, который не удается преодолеть. Семья сталкивается не с нормотипичным кризисом, а с сильнейшим стрессом. Это может привести и к распаду семьи.
Мама нашего подопечного Леонида 18 лет пекла торт в день рождения сына, пыталась найти информацию о нем и тяжело переживала разлуку. В конце концов, семья воссоединилась, когда получила поддержку.
«Одни бросают, а другие — берут»
Приемные родители проходят серьезную подготовку в Школе и к моменту подписания согласия на принятие в семью ребенка с особенностями здоровья оценивают свой ресурс. Они «вооружены» нужной информацией, контактами помогающих организаций. К сожалению, даже при этом мы встречаемся с практикой отказов от детей или решением отказаться от идеи приемного родительства.
Кровные родители не получают никакой подготовки до рождения ребенка. Заболевания и инвалидность становятся неожиданностью. У них зачастую нет никакой поддержки.
Воспитание ребенка с особыми потребностями — серьезное испытание, требующее большой вовлеченности. Рождение особенного малыша полностью меняет привычный уклад семьи, а представления о том, каким будет родительство — разбиваются.
Поэтому сказка о злых мамах и папах, которые оставили детей исключительно из эгоизма и нежелания помочь — это не более чем способ общества объяснить себе несправедливость мира и попытка выстроить психологическую защиту «со мной такого не случится, потому что я — хороший».