Детский церебральный паралич — это состояние, которое требует особого внимания, терпения и правильного подхода к реабилитации. Что на самом деле важно в занятиях с детьми с ДЦП? Что эффективнее — интенсивные курсы или регулярные спокойные тренировки? И как победить главного врага прогресса — внутренний страх ребенка?
На эти и другие вопросы отвечает Сергей Бондарчук, АФК-инструктор социального центра фонда «Дорога жизни», который помогает нашим подопечным становиться сильнее, увереннее и самостоятельнее.
Сергей, чем реабилитолог занимается с детьми, у которых есть ДЦП?
Я занимаюсь с детьми общеукрепляющими упражнениями, развиваю физические качества и, самое главное, поддерживаю их здоровье. Дети с ДЦП отличаются от детей без заболеваний, но общий принцип один — укрепить мышцы, увеличить объем движений. Если говорить простым языком, я делаю ребенка сильнее.

А в чем особенность подхода? Чем работа с детьми с ДЦП отличается от обычной физкультуры?
Ключевой момент — это индивидуальный подход. Дети, которых я тренирую, очень разные. У одного ребенка могут быть слабые ручки, а другой — крепкий, физически развитый в верхней части тела. Поэтому я строго следую рекомендациям врачей, обращаю внимание на индивидуальность ребенка и развиваю именно те дефициты, которые есть у каждого конкретного подопечного.
Здесь нет места рекордам — это лечебная физкультура.
Ребенок с особенностями здоровья часто сам ставит себе внутренние ограничения. Он сам себе говорит: «Я так не умею, мне так сложно». Например, с Семеном я занимаюсь полтора года. Он только этим летом впервые пошел на беговой дорожке спиной вперед и приставным шагом. Долго боялся, смотрел на других детей, и только когда сам понял, что это безопасно, — смог. Моя задача — помочь ребенку преодолеть страх перед новым движением, дать ему уверенность.

Вы упомянули, что важно не форсировать результаты. А какой подход вы как специалист считаете правильным: интенсивные курсы через силу или регулярные постепенные занятия?
Я — категорически за регулярность без форсирования результатов. Мы не ставим Олимпийских рекордов. Наша цель — поддержание здоровья и нагрузки, которые не вредят. Детей с ДЦП нельзя заставлять, они не будут тренироваться «через силу». Я всегда спрашиваю у ребенка, даже если он не разговаривает: «Как ты себя чувствуешь? Ты готов сегодня заниматься?».
Полина, например, очень чувствительная девочка. Она так честно и говорит: «У меня сегодня нет настроения». Я лучше позанимаюсь с ней пять минут с пользой, чем час через силу и слезы. А когда она с удовольствием занимается, у нее сразу все получается. Поэтому индивидуальный подход и контакт — это 95% успеха.
Ребенок должен осознавать, что ему это нравится, и это — нужно.
Как оценить прогресс?
Прогресс есть всегда, и он очень заметен по каждому подопечному.
Семен раньше боялся идти спиной на беговой дорожке, а теперь не только делает это, но и усложняет задания: он, держит одной рукой предмет, имитируя движения из жизни (достать телефон из кармана, поднять зонт). Я всегда даю детям то, что им пригодится в будущем, в обычной жизни.

Богдан за год стал понимать спортивные команды «руки в стороны», «руки вверх». Раньше он боялся наклона вперед, а сейчас спина у него крепнет, и он встает без помощи рук.
Тёма приезжал к нам после долгого перерыва: раньше он на ходунках делал два шага и неуверенно стоял на ногах, а сейчас уже нормально ходит, у него работают бедра.
Я работаю по принципу «от простого — к сложному». Сначала ребенок может сделать только один шаг, потом три, постепенно я увеличиваю нагрузку.
Пусть это — не соревновательные спортивные достижения, а бытовые, жизненные, но такие важные победы. Вчера не мог — сегодня может. Для детей с двигательным нарушениями это огромный шаг.
Насколько важен в этом процессе кто-то из окружения ребенка?
Окружение очень важно! Я занимаюсь с ребенком полчаса-час несколько раз в неделю. Этого недостаточно. Няни в фонде — большие молодцы, они постоянно с детьми занимаются: и на прогулке подсказывают, как правильно ногу поставить, и в свободное время делают упражнения.

Нужно, чтобы ребенок был в тонусе в течение всего дня.
Без их поддержки такого прогресса бы не было.
Что для вас — главная награда в этой работе?
Видеть результат и прогресс. Когда ты ставишь ребенку цель — пусть самую маленькую — и видишь, как он ее достигает. Значит, ты работаешь не зря. И конечно, та благодарность и контакт, который возникает с детьми. Они очень тянутся ко взрослому, который неравнодушен к их жизни и победам, им это нужно и интересно. Для меня это и есть лучшая награда.