«У тебя на работе очень-очень здорово!»

Психолог «Петровск-Забайкальского детского дома-интерната для граждан, имеющих психические расстройства» Людмила Изосимова – о том, каково это – 20 лет проработать в интернате, где живут дети-сироты с инвалидностью.


С психологом «Петровск-Забайкальского детского дома-интерната для граждан, имеющих психические расстройства» Людмилой Изосимовой мы разговариваем в ее кабинете обычным октябрьским днем. 

За окном – двор интерната, ограниченный бетонной стеной, а за ней – поля, переходящие в сопки, лес – и небо. 

20221022-IMG_0993.jpg

Людмила Яковлевна рассказывает о том, как любит этот маленький городок, как катается с мужем и детьми на велосипедах и путешествует на Байкал. А еще она любит свою – такую непростую - работу.

- Сегодня ровно 20 лет, как я здесь работаю, — улыбается она, — Когда я пришла сюда, мне было 19 лет. Конечно, этот период 20 лет разбавлялся декретными отпусками - три раза. Моей младшей дочери Дашке три…

 «Пришло время пристегнуться…»

Петровск-Забайкальский интернат расположен на самой окраине Петровск- Забайкальского. До него ведут две дороги, и обе – скорее похожи на направления в лесу, чем на современную трассу. Когда автобус медицинской бригады фонда «Дорога жизни» приближается к интернату, подпрыгивая на ямах и кочках, кто-то из врачей говорит, что, «наверное, пришло время пристегнуться».

20220114-IMG_5504.jpg

Само учреждение расположено в старом советском здании с узкими лестницами и коридорной системой. Сейчас в интернате живет 165 детей, из них 50 человек – маломобильные, 33 ребенка – в отделении милосердия и 7 – в паллиативном. Много детей с тяжелыми психиатрическими проблемами.

«Я точно не смогу тут работать»

- Когда я пришла сюда, здесь было 250 детей, а до этого – вообще 300. И первой моей мыслью было – я точно не смогу тут работать. Это не моё. Наверное, первый раз в жизни, я увидела таких детей. У меня не было никакой практики работы с детьми с ментальными нарушениями. И это было очень тяжело. Но… Здесь всегда был какой-то особый климат в коллективе, было какое-то тепло, и, наверное, поддержка молодых специалистов.

20220114-IMG_6044.jpg

А еще молодой Людмиле повезло - у неё был наставник, психиатр Алексей Михайлович, который тогда работал в учреждении.

- Он меня сопровождал и учил, как работать с детьми. Самое главное, чему он научил - как не выгореть на работе. Как я справлялась с выгоранием? Саморазвитие и смена видов профессиональной деятельности. Руководство всегда поощряет инициативу и инновации в учреждении, а мы ищем и апробируем самые эффективные формы и технологии помощи нашим детям и сотрудникам.

Сейчас в учреждении реализуется сразу несколько проектов – это квартиры для сопровождаемого проживания воспитанников, это тренировочные квартиры, это социальный проект «PROДвижение».

 Социальный проект «PROДвижение» - работа с родительскими детьми

Идея социального проекта «ProДвижение» заключается в том, для ребенка с ограниченными возможностями здоровья главный ресурс для его реабилитации – это его семья. Поэтому сотрудники интерната делают все, чтобы поддержать семьи с детьми с ОВЗ. Для этого было разработано два формата - домашний и выездной. Они получили название микрореабилитационных центров. «Домашний микрореабилитационный центр» предполагает организацию реабилитационного пространства на дому, то есть, силами сотрудников учреждения и родителей дома у ребёнка с проблемами здоровья создаются все условия для ежедневных реабилитационных занятий. 

Для работы же «Выездного микрореабилитационного центра»  организованы мобильные (междисциплинарные) бригады, которые выезжают в отдаленные районы и помогают детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, не имеющим возможности посещать реабилитационные центры.

20220114-IMG_6554.jpg

Кстати, Забайкальский край – один из самых протяженных в стране. Например, краевой центр – город Чита – находится от Петровск-Забайкальского на расстоянии почти 500 км. Поэтому даже для воспитанников интерната, так называемых государственных детей, нередко возникают проблемы, связанные с удаленностью от краевой больницы. Например, чтобы госпитализировать ребенка, его приходится не раз, а иногда и не два, везти 8-10 часов на автомобиле УАЗ в Читу. 

А одна из девочек, живущих в Петровск-Забайкальской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, рассказывала, что её родители живут в трех днях езды на поезде от интерната, а поэтому навещать ее просто не могут.

 Родительский клуб

Также в рамках проекта «ProДвижение» функционирует родительский клуб.

- С января по май 2022 года мы каждую пятницу встречались с родителями в клубе. Это такая территория неформального общения, рассказывает Людмила Яковлевна, — часто встречи проходили в форме психологического тренинга. Конечно, глубоко копаться в своих проблемах и открываться родители не были готовы, поэтому сначала шло мягкое погружение. Мы с ними играли, использовали метафорические карты. Понемножку они стали говорить о каких-то своих трудностях, сложностях жизни. Многие из них - это уже родители подросших детей, и, они со своей болью живут кто-то уже 20 лет, кто-то больше, кто-то меньше. Это уже часть их жизни, и они к ней привыкли. Была и ещё одна проблема - группа была открытая: кто-то уходил, кто-то приходил. А после второго блока родители стали проститься на индивидуально-психологические занятия. Что получили родители? Наверное, ощущение, что их понимают. Что им наконец-то кто-то сопереживает и готов их выслушать.

20221022-IMG_0085.jpg

По статистике в Петровск-Забайкальском районе 160 детей-инвалидов. И вот эти семьи получили полгода психологической поддержки: клубные встречи, психологические занятия, акватерапия (занятия в бассейне), занятия с инструктором лечебной физкультуры на фитболах. Сказать, что все родители активно пошли к нам? Нет, не очень активно. Но были родители, кто пошёл. Финалом наших занятий был семейный уикенд - мы вывезли родителей с их детьми на два дня в загородный лагерь. Вместе родители и дети. Это было здорово.

А что вы нам дадите?

Людмила Изосимова считает, что главная проблема этих семей - недостаток реабилитационных и абилитационныхСлово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности. То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Портал Благо.ру услуг для детей с ОВЗОграниченные возможности здоровья в городе. Ну и, конечно, чисто психологические проблемы.

- Многие такие семьи очень закрыты. Например, у нас есть семья, которая никого к себе не пускает. Ребёнку 15 лет, он лежачий, тяжелый. Встал вопрос об обучении. Ведь у нас по закону все обязаны учиться. Но они настолько изолированы, что они не хотят этого, спрашивают - а что вы нам дадите? Ребенок уже большой, реабилитационный потенциал его довольно низкий, и они не видят смысла в том, что к ним будут ходить в специалисты. Со своим уставом в их уже устроенный мир.

Экспериментальная площадка «Дом особого детства»

Другой проект, который в настоящее время реализуется в доме-интернате, это экспериментальная площадка «Дом особого детства». Это обычная квартира, в которой живет шесть разновозрастных и разнополых детей – воспитанников.

20221022-IMG_0902.jpg

Технология представляет возможность детям, лишённых попечения родителей, жить, развиваться, становиться самостоятельными в условиях, максимально приближенных к семейным. Этот проект - про то, что дети должны жить и воспитываться в семье.

Мы с Людмилой выходим за территорию интерната и идем вдоль бетонной стены. Через дорогу – три двухэтажных многоквартирных дома. В свое время они были построены для сотрудников интерната, но после приватизированы. 

20221022-IMG_0759.jpg

Две квартиры так и остались за интернатом. В одной – тренировочная квартира программы «Содействие», которая работает только днем. То есть, воспитанники проводят день в квартире, а на ночь отправляются в учреждение. В другой – квартира, где дети живут постоянно в течение трех месяцев. Они учатся ухаживать за собой, готовить, убирать. На стенах – таблички, разъясняющие алгоритмы элементарных бытовых действий. Например, как правильно гладить. 

20221022-IMG_0849.jpg

В квартире три комнаты. В одной живут Саша и Лёша. В другой –девочки Настя, Геля, Саша, в большой общей комнате тоже на ночь раскладывается диван и кресло, где спят Наташа и Вика. На кухне на столе – тарелка с выпечкой. Правда, сегодня их испекли не сами ребята, булочки выдали в столовой интерната.

20221022-IMG_0852.jpg

- Закупку продуктов нам сделать не получилось, — объясняет Людмила Яковлевна, – проблемы с бухгалтерией и деньгами. Поэтому дети получают продукты в учреждении, но готовят сами под руководством воспитателя. Всего сейчас здесь живет семь человек. Представьте, что это многодетная семья. Квартира дает детям ощущение жизни вне интерната. У нас здесь закреплены два воспитателя, каждый работает по 13 часов день через день, и ночная нянечка. Охват от общего количества, конечно, небольшой, но… У нас есть мальчик Лёша с расстройством аутистического спектра с сохранным интеллектом – когда он к нам приехал, он вообще не говорил, а в квартире смог раскрыться, стал активным и коммуникабельным.

Программа «Содействие», или почему домашнего ребенка приходится учить пользоваться веником

Социальный проект «Содействие» направлен на организацию учебного сопровождаемого проживания и сопровождаемой дневной занятости детей и молодых инвалидов с ментальными нарушениями. В рамках этого направления интернат предлагает для успешных детей тренировочная жильё и сопровождаемое проживание в сельской местности и в условиях городской квартиры.

20221022-IMG_0894.jpg

- Этот проект разработан и для детей из интерната, и для семейных детей, у которых есть ментальные нарушения. Об этом просили именно их родители. Первый этап начался 1 октября. Пока идет ознакомительный период – дети приходят в квартиру только в течение дня. В дальнейшем они будут проживать в ней в течение шести месяцев, учиться жить самостоятельно. У нас, конечно, есть проблемы у детей из стационара, но, как ни странно, больше проблем оказалось у семейных детей - они меньше приспособлены к бытовым действиям, чем наши воспитанники. Например, если ребенок семейный, домашний, то он не умеет пользоваться ни веником, ни тряпкой. Получается, что наши дети более приспособлены к самостоятельной жизни, но, к сожалению, они не знают, что такое жизнь в семье, в открытом социуме. Вот такой перекос.

«Сегодня мне нужна чуткость…»

Когда я спрашиваю Людмилу Яковлевну о ее обычном рабочем дне, она смущается. Говорит, что все у нее обычное, как у всех: встает в полшестого утра, занимается цигун-гимнастикой, пишет себе список того, что предстоит сделать, в 7:00 будит детей и отводит в садик младшую дочку.

- И потом приступаю к работе. Знаете, я же в свое время написала даже небольшое эссе о своей работе…

Утро! Стук каблуков еще по пустым коридорам… привычным движением руки достаю ключи, поворот замка и сегодня я психолог в своей психологической «обители».

За окном только просыпается новый день, первые лучи солнца проникают сквозь густой туман, необыкновенно красиво и загадочно! Каким будет этот день, когда рассеется туман: солнечным или пасмурным, будет теплый освежающий ветерок или разыграется настоящая буря?

Стою у зеркала, такая ожидающая тишина… Время размышлений, грандиозных планов и эмоциональной настройки. Каким будет сегодня мой профессиональный день? Что он принесет в мою копилку?

Буквально через несколько минут коридор и кабинеты наполнятся голосами детей. Это будут и восторжено-радостные «Ты моя-то приехала?», «А сегодня возьмете?»; и тревожные «Мне было больно!», «Я поругался!», «Знаете, сегодня мне снился страшный сон…»; и может быть совсем отчаявшиеся «Я очень хочу домой! Я сбегу!», а будут и молчаливые, тихо требующие твоего внимания и участия.

Что я как профессионал, как человек могу дать детям, живущим без родительской любви в сиротском учреждении? Любви? Нет, её во мне столько нет, а выделить одного, значит ранить другого. Может это забота и внимание? Да, дети в этом безумно нуждаются, но найдя источник, никак не могут «напиться», они становятся чрезмерно навязчивыми, требуя от специалиста максимальной отдачи.

Думаю, сегодня мне нужна чуткость, профессиональная интуиция и внутренняя гармония… Эти составляющие позволят наполнить сегодняшний день: найдут точки опоры и развития, добавят позитивных эмоций и откроют перспективы для каждого…

«У тебя на работе очень-очень здорово!»

В конце разговора я спрашиваю, как в городе относятся к интернату и его воспитанникам.

- Сейчас уже лучше, — говорит Людмила, — и отношение изменилось после того, как мы стали более открытыми. Стали проводить у нас совещания, приглашать попечителей, педагогов к себе в гости. После этого понемногу стало меняться общественное мнение. От гостей мы часто слышим: «Какие вы богатые, у вас и современное оборудование, и интерактивные системы, и разнообразный дидактический и развивающий материал».

Директор интерната Ирина Петрякова и психолог Людмила Изосимова

Раньше в городе о нашем учреждении ходили всякие мифы, часто негативного содержания, а сейчас есть социальные сети, где мы выкладываем ролики, рассказываем о жизни детей, и они стали в городе более заметными. О них стали знать. Сейчас мы с вами ходили в тренировочную квартиру, где живут наши дети, и воспитатель сказала мне, что соседи, которые живут рядом, относятся очень к ним очень добродушно.

20221022-IMG_0821.jpg

А когда я привожу своих детей к себе на работу, для них это праздник - ведь у нас тут и лошадь, и милые пони, и темная сенсорная комната, и интерактивная песочница. И потому они мне говорят – у тебя на работе очень-очень здорово!



Проект «Медицина-вместе» реализуется при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

Текст и фото Анны Гальпериной  

22.12.2022

Им нужна помощь
Лёне уже 19 лет, это значит, что в будущем его ждал бы психоневрологический интернат. Но у нас появился шанс сообщить всем хорошие новости, и сейчас мы не хотим упустить его.
Собрано
11 200 ₽
Цель
129 000 ₽
Новая жизнь для Лёни
У Сережи скоро день рождения, ему исполнится 16 лет. И для него нет лучшего подарка, чем – сделать свои первые шаги.
Собрано
19 867 ₽
Цель
238 000 ₽
Лучший подарок для Серёжи
Костю никто не навещал, хотя ему так нужна была поддержка.

Собрано
91 611 ₽
Цель
105 600 ₽
Косте ещё не поздно помочь
У Коли очевидный генетический синдром. Таких малышей называют «солнечными», но Коле его особенность принесла много боли. 
Собрано
65 105 ₽
Цель
211 140 ₽
Коля идёт вперёд